cubertox (cubertox) wrote,
cubertox
cubertox

Category:

Центровка и загрузка, по просьбам читателей

По опросам проведенным в этом посте вы попросили затронуть такие темы как:
1. Методы зональной навигации.
2. Центровка и загрузка ВС.
3. Критерии стабилизированного захода.
4. Работа с отчётной документацией в полёте.

Опрос не закрыт, добавляйте свои предложения.


Сегодня, немного расскажу вам о такой интересной теме как центровка и загрузка самолёта Airbus A-320 и его родственников.
Прежде чем начать предметный разговор о характеристиках конкретного Airbus, предлагаю вспомнить немного теории.

Наверняка каждый из вас, в школе мял тетрадные листы хитрым образом, так чтобы их сложенная форма напоминала собою воздушное судно, и кидаясь полученной заготовкой в одноклассников. Изорвав не одну тетрадку, многие начинали отмечать характерные особенности аэродинамики тех или иных моделей. Некоторые из них неприменно норовили клюнуть носом, и уткнуться в пол не долетев до цели, другие наоборот взмывали под потолок, теряя скорость падали на головы своих конструкторов.
На заре авиации, летчики, собирая подобные модели но в меньшем масштабе тоже задавались подобными вопросами стабилизации, для улучшения характеристик  полёта. Таким был первый самолёт Братьев Райт
 
Он достаточно стабильно держался в воздухе, и мог летать по прямой на огромные расстояния, покрывая за перелёт 200 метров. Однако, времена менялись, и летать только прямо людями не всегда было удобно, потому они решили сделать полёт управляемым.
Проработав теоритические выкладки, учённые пришли к тому что любой самолет, поднявшийся в воздух, кроме высоких летно-тактических данных должен быть хорошо уравновешен, быть устойчивым и одновременно хорошо управляемым.
Для оптимального сочетания этих трех факторов, необходимо точно знать:
а) Расположение центра тяжести самолёта
б) Центровка самолёта

Центр тяжести самолета
Вес самолета складывается из веса пустого самолета (планер, двигатели, несъемное оборудование), веса топлива, пассажиров, грузов, экипажа и т. д. Если найти равнодействующую сил веса всех частей самолета, то она пройдет через некоторую точку внутри самолета, называемую центром тяжести.

Положение центра тяжести (ц. т.) на самолете обычно определяется методом двойного взвешивания. Самолет устанавливается на весы в двух положениях. При каждом взвешивании замеряют показания передних и задних весов. Зная расстояние между весами и показания передних и задних весов в обоих случаях, по правилам механики определяют для каждого из этих положений самолета величину равнодействующей силы и линию ее действия. Точка пересечения линии действия равнодействующих и будет центром тяжести самолета.
В процессе полета по мере выработки топлива,  положение центра тяжести может меняться, что нежелательно с точки зрения балансировки самолета в полете. Поэтому конструкторы стремятся так разместить грузы в самолете, чтобы изменение их веса не отражалось на положении ЦТ.

Центровка самолета
Расстояние от центра тяжести до начала САХ, выраженное в процентах ее длины, называется центровкой самолета.
 

 

При изменении количества пассажиров и груза, или при изменении полетного веса самолета в результате выгорания топлива, меняется положение центра тяжести, следовательно, меняется и центровка самолета.  При размещении грузов в носовой части самолета центровка становится более передней, и наоборот, размещение грузов в хвостовой части смещает центровку назад, т. е. она становится более задней.
Предельно передняя центровка чревата тем, что кроме общей топливной неэффективности во время полёта, добавляется еще проблемы с выравниванием самолёта на посадке, может просто не хватить рулей. Предельно задняя центровка ограничивается устойчивостью в полёте.
Поэтому  экипаж обязан точно знать разрешенный диапазон центровок самолета с тем, чтобы не выйти за его пределы.


Все эти данные содержатся в WBM A-319/320/321.

Ещё на стадии строительства, и после каждого значительного ремонта и покраски, самолёт взвешивают способом описанным выше, и скурпулёзно заносят данные в таблицы. В этих таблицах, помимо данных о весе самой конструкции планера, содержится информация о всем оборудовании на борту, начиная от веса и координат расположения каждого прибора, заканчивая кухней, креслами и прочим скарбом. Таким образом, к примеру, сняв неисправное пассажирское кресло, инженерный состав тут же может определить изменение центровки.
Эти цифры, хранятся в общей базе данных нашей авиакомпании, и предоставляются по запросу в те аэропорты, где есть принтер для расчетов центровки.
Центровочные данные, предоставляемые экипажу, перед вылетом, выдаются в форме автоматического расчёта, на основе полученных из базы данных сведений и так же количества топлива и пассажиров, груза, итп.


Примерно в таком виде.

В том случае, если автоматический расчёт не может быть предоставлен, экипаж обязан самостоятельно расчитать центровку перед рейсом. Как говорится "загнать колодец"


Последовательно заполняя все поля, начиная с левого верхнего, и далее вниз, попутно совершая простые арифметические действия, летчик "загоняет колодец" в правой нижней части, попутно сверяясь с предельными значениями из FCOM, чтобы не выйти за ограничения.




Эти ограничения передней и задней, а так же взлётной и посадочной центровок, выглядят тоже в форме графика. Таким образом если полученные в расчёте данные, "падают" в колодец, значит они не выходят за ограничения, соотвественно если за пределами графика, значит надо часть груза перетащить в другое место, либо пересаживать пассажиров.
 

Tags: airbus
Subscribe

  • Microsoft flight simulator

    Посмотрите на полет глазами пилота S7 Airlines! Теперь это можно сделать в Microsoft Flight Simulator – гражданском авиасимуляторе, новой…

  • Самогонщики

    Так-так, проверка связи. Кому интересно почитать о перегонке самолета из Домодедово в США? В общем 29го октября этому Airbus А319 под бортовым…

  • Бортовая развлекательная система S7 Airlines

    Добрый день, дорогие друзья, сегодня вашему вниманию будет представлено кое-что действительно интересное. С недавнего времени авиакомпания S7…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Microsoft flight simulator

    Посмотрите на полет глазами пилота S7 Airlines! Теперь это можно сделать в Microsoft Flight Simulator – гражданском авиасимуляторе, новой…

  • Самогонщики

    Так-так, проверка связи. Кому интересно почитать о перегонке самолета из Домодедово в США? В общем 29го октября этому Airbus А319 под бортовым…

  • Бортовая развлекательная система S7 Airlines

    Добрый день, дорогие друзья, сегодня вашему вниманию будет представлено кое-что действительно интересное. С недавнего времени авиакомпания S7…